воскресенье, 17 июня 2012 г.

Делаем Берегиню Дома. Часть 1

Закрутилась и забыла об обещанном МК куколки "Берегиня дома". Мой стат-опрос (спасибо всем, кто участвовал) показал, что из 31 ответивших, 26 человек хотят сделать Берегиню. И большинство (16 человек) хотят сейчас, а 10 чел. - осенью.
     А потому начнем, благословясь. Те, кто не может сейчас, загляните на этот МК, когда сможете, потому что обережную куколку надо иметь в каждом доме. 
      Кукол Берегинь делали, чтобы оберегать человека, его семью, его дом от воздействия злых сил, завистливых недобрых взглядов, от болезней и разрушений.


   Мы с вами будем делать Берегиню Старообрядческую. Этой куколке я научилась в проекте «Дистанционное обучение народным ремеслам Русского Севера» (Кому интересно, найдет информацию в интернете).
    Эту куколку не наряжают в яркие светлые ткани. Цвета выбирают темные, спокойные. Так что она может прекрасно вписаться в любой интерьер, если кого-то волнует этот вопрос.
    Когда я делала свою первую такую Берегиню, то не нашла дома подходящей темно-синей х/б ткани на сарафан, как советовалось, а нашла только бордовую (на фото немного ярче). Вначале расстраивалась, что не по канонам. И что вы думаете? Уже сделав куколку (которая мне очень понравилась), я нашла в интернете информацию про свадебный старообрядческий сарафан. То есть я сделала Старообрядческую Берегиню в свадебном сарафане))). Смотрите:


1
2

     В основе этой куколки - берестяная трубочка. У меня и тогда, и уж тем более здесь, в Испании, этого замечательного материала нет.  Не расстраивайтесь, если и вам он недоступен. Ведь раньше почему куколок делали с основой в виде бересты или поленьев или веточек?  Да потому что это был самый доступный материал, в каждом доме, в каждом дворе. Времена меняются. Что сейчас у нас самое доступное? Бумага! Которая и есть переработанная древесина.
    И хоть куколка эта должна быть локтевой (то есть ростом от вашего локтя до пальцев, см.фото), я буду делать меньше размером, "экономичный" вариант., исключительно из-за отсутствия у меня тканюшек в достатке. Хомяк итак на изжоге, что я оторвала Ташенькины тканюшки, выигранные в конфетке-ириске и предполагавшиеся для мишек.

3

4
   



Итак, нам потребуется:
1. Берестяная трубочка локтевого размера или:
   - кусок ватмана или картона (я первую делала из ватмана)
   - можно картонную трубочку от бумажных полотенец (я буду делать с ней см.фото 4)
   - можно толстый журнал. Для локтевого размера прекрасно подходит "Домашний очаг". Ну и сами понимаете, что бумага- это та же древесина, но все же стоит выбрать журналы относящиеся к теме дома, добра, женщины, но не эротические))) Покажу вам как делать из журнала.
2. Клубок красных (обязательно) ниток типа "Ирис", чтоб вы могли их отрывать, а не отрезать;
3. Белая х/б ткань, если вы делаете НЕ из бересты, чтобы закрыть вашу картонную или журнальную основу, т.е. прямоугольник шириной с размер вашей трубочки + два припуска на подгибку примерно по 2-4 см и длиной равной обернуть вашу трубочку внахлест. Если ткань плотная - один оборот с нахлестом, если тонка, то лучше дважды.
4. Комок ваты или синтепуха;
5. Веточка березовая, или другого хорошего дерева, размеров с трубочку основы;
6. Темные и полутемные  х\б ткани на сарафан, рубаху, повойник, платок (см.фото 1 и 4)
    - для сарафана прямоугольник шириной немного меньше высоты трубочки, длиной больше, чем ширина + полоска этой ткани для лямок
    - на рукава в зависимости от размеров куклы. На локтевую: два прямоугольника шириной с пядь (Пядь это расстояние от среднего до большого пальца вашей растопыренной ладони)
     - на рубаху такая же ткань как на рукава и размером почти такая как на сарафан.
     - на повойник- прямоугольник или платок в зависимости от диаметра трубочки
     - платок покрывной в зависимости от размеров трубочки.
7. Нитки  для плетения пояса (уже не красные, неяркие) или подходящую не яркую узкую тесьму для пояса.
8. Тесьму пошире или кружево спокойного не белого и не яркого цвета для украшения повойника (см.фото 1)

Ну вы пока готовьтесь. А я продолжу в следующем посте. Только одна просьба, когда доделаете своих берегинь, обязательно покажите! Очень интересно ведь...

Продолжение часть 2  и  часть 3 

23 комментария:

  1. Я делала несколько народных кукол, но Берегини пока нет.
    за то есть дома книга по народным куклам и захомячена ссылка на сайт.
    А какого размера куски ткани?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Смотря какого размера куколка будет. Счас добавлю в пост.

      Удалить
  2. ой... я хочу....
    Будет время - переберу тряпочки на предмет соответствия... а то мой хомяк изрядно похудел и пока запасы не предвидятся

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оленька, участвуй! Посмотри после ревизии, может есть неяркие тряпочки. Не так и много надо на эту куколку.

      Удалить
  3. Уря!!! побежала искать ткань-и все остальное
    Лена -как быстро мы ее сделаем?
    на сарафан желательно темно-синей лен?
    Лен- а Тесьму пошире или кружево- это см? ширины примерно как?
    а ниткии ирис все рано красный? даже если сарафан другого цвета-да?
    так а на панельку ссылку брать какую картинку???
    думаю еще желающии будут))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тут еще пригласила желающих...можно?

      Удалить
    2. Наташа, ниточки должны быть КРАСНЫМИ. Ирис или другие подобные, чтоб в меру прочные, но можно было оторвать руками. Если хочешь пригласить желающих, думаю, когда сделаешь куколку, пост увидят придут. Или возьми первое фото.

      Удалить
    3. Наташ, тесьма или кружево на повойник: если куколка локтевая то 1,5-2см шир., если маленькая куколка, то можно 1 см. Если тесьма на пояс (если не хочется плести их шерстяных ниток или ириса), то она всегда узкая.

      Удалить
    4. Лена -забежала в ближайший магазин с тканюшками-
      увы выбор никакой
      присмотрела типа фланели темно-синия в клетку...
      клетку можно или все же лучше однотонный?

      Удалить
    5. Наташа, бери те ткани, что тебе нравятся, однотонная, в клеточку (не яркую), в полосочку, с мелким рисунком. Главное не яркие и не светлые. Вот и все. куколка твоя в твем доме. Должна нравиться. Темно-синие, серые, коричневые, бордовые, темно-зеленые цвета...

      Удалить
    6. спасибо...тепрерь все поняла....

      Удалить
  4. Какая красота! Я пока в зрительном зале - не успеваю :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светик, я думаю, дождавшись МК полностью, ты прочтешь, переваришь и поймешь, что делается куколка недолго совсем. С твоей-то скоростью на всё, время найти можно))

      Удалить
  5. начну сразу, а то не понятно все же какого размера тряпочки надо и сколько....тоже охото)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, когда основа куколки готова, легче понять какие нужны тряпочки. Все равно точно я не скажу, надо будет примерять.

      Удалить
  6. Сделаю обязательно. Лена, определенных сроков нет, я правильно поняла?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, конечно, это ж вы для себя, для своего дома. Просто легче отвечать на вопросы всем вместе, в одно время. И очень интересно увидеть результат. Собрать фотосессию Берегинь))

      Удалить
  7. Леночка, я обязательно буду делать Берегиню, но только, наверное, через недельки 2 приступлю. Может и трубочка берестяная к тому времени появится

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ленчик, обещай показать, особенно из бересты.

      Удалить
  8. Надо поискать свою мини-берегиню (делала года 4 назад совсем махонькую). А может, новую сделаю...
    Спасибо тебе за интересную информацию и интересный проект!

    ОтветитьУдалить
  9. Лена, я сшила столбушку Берегиню дома по твоему замечательному МК Спасибо
    большое!Посмотри у меня в блоге-все правильно?

    ОтветитьУдалить
  10. Лена,я прошу прощения-предыдущий комментарий мой,только он почему-то пошел из другого блога. А Берегиня здесь-посмотри пожалуйста!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, посмотрела твоих Берегинь! Замечательные! Молодчина! Только я не поняла, мой комментарий сохранился или нет?

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Blogger Wordpress Gadgets